Данный курс предназначен для ознакомления слушателей с подходами к руководству, контролю и управлению деятельностью в области информационных технологий, используя рекомендации общепризнанных сводов знаний.
В ходе курса, в контексте рассматриваемой темы, разбираются различные ситуации, связанные с руководством и управлением ИТ-службой, как из практики работы тренера курса, так и из практики слушателей, производится их анализ и обмен мнениями.
Преподаватель курса -
Зайцев Андрей
Цель курса:
Формирование у слушателей целостного представления о системе руководства ИТ-службой, применении механизмов оценки и контроля качества ИТ процессов в соответствии с рекомендациями основных сводов знаний для управления ИТ
Понимание структуры и содержания основных сводов знаний
Понимание связей и возможностей совместного использования таких сводов знаний, как: COBIT, ITIL, ISO 20000, ISO 38500, TOGAF, PMBOK, ISO-12207, ISO-15504, IBPL
Аудитория курса:
Данный курс ориентирован на руководителей ИТ-служб и подразделений, а также всех тех, кто интересуется вопросами эффективного управления сервисами и организации работы ИТ:
ИТ директоров, руководителей подразделений ИТ, архитекторов предприятия
Исотрудников отдела внутреннего аудита, ИТ аудиторов
консультантов в области ИТ
бизнес руководителей и менеджеров ИТ-компаний
Введение
Круг заинтересованных лиц и их ключевые интересы в отношении деятельности ИТ-службы: высшее руководство организации, руководители бизнес направлений организации, руководитель ИТ-службы, линейные менеджеры ИТ.
Основные задачи ИТ-службы в организации («Чего хочет бизнес от ИТ?»): Поддержка бизнеса-импульса организации с помощью ИТ. Улучшение бизнес-результатов организации. Технологическое лидерство.
Процессная модель управления: Основные принципы. Основные области управления информационными технологиями в организации и соответствующие им своды знаний: руководство корпоративными ИТ ( Corporate Governance of Information Technology) - COBIT 5, ISO-38500, управление информационной архитектурой предприятия ( Enterprise Architecture ) - TOGAF 9, управление ИТ-услугами ( IT Service Management ) - ITIL-2011, ISO-20000, управление ИТ-проектами ( IT Project Management ) - PMBOK, ISO-21500, CompTIA+, программная инженерия ( Software Engineering ) - SWEBOK, ISO-12207, DevOps.
Управление ИТ-активами ( IT Asset Management ) - IBPL, ISO-19770, управление ИКТ компетенциями ( ICT Competences ) - e-Competences Framework, SFIA, ИТ-аудит и оценка ( IT Assessment & Audit ) - COBIT 5, ISO-15504, CMMI, общий обзор PRM- IT (Process Reference Model for IT) – эталонной модели процессов для ИТ, разработанной подразделением Global Business Services компании IBM.
COBIT 5: Бизнес-модель по руководству и управлению ИТ на предприятии
Основные принципы COBIT 5. Интеграционная роль COBIT 5. Эталонная модель процессов COBIT 5: процессы домена EDM (Оценка, руководство, мониторинг), процессы домена APO (Координация, планирование и организация), процессы домена BAI (Разработка, приобретение и внедрение), процессы домена DSS (Предоставление, обслуживание и поддержка), процессы домена MEA (Мониторинг, оценка и анализ).
Определение целей и приоритетов системы управления ИТ на основе рекомендаций COBIT 5. Ключевые элементы руководства корпоративными ИТ: разработка ИТ-стратегии, как составная часть бизнес-стратегии организации, управление финансами, управление взаимоотношениями со стратегическими подрядчиками.
Управление информационной архитектурой предприятия
Архитектура предприятия: основные понятия. Ключевые задачи управления архитектурой предприятия: разработка корпоративных архитектурных стандартов и политик, разработка целевой ИТ-архитектуры в соответствии с ИТ-стратегией, архитектурный надзор над ИТ-проектами и операционной деятельностью ИТ-службы. TOGAF 9: ключевые понятия и компоненты TOGAF 9, фазы цикла ADM (Architecture Development Method), ключевые результаты фаз ADM, референтные модели TOGAF 9.
Управление ИТ-услугами
ITIL-2011: Практика управления услугами, ключевые принципы и модели.
Процессы управления услугами в соответствии с ITIL-2011: Процессы, составляющие основу сервис-менеджмента: Управление каталогом услуг, Управление уровнем услуг, Управление доступностью, Управление непрерывностью, Управление мощностями, Управление информационной безопасностью.
Операционные процессы, отвечающие за поддержку услуг: Управление инцидентами, Управление запросами на обслуживание, Управление доступом, Управление проблемами, Функции (специализированные функциональные ИТ-подразделения) и их назначение: Service Desk, Application Management, Technical Management, IT Operation Management.
Процессы, отвечающие за знания об объекте поддержки и преобразований: Управление активами и конфигурациями. Процессы управления преобразованиями (развития, улучшений): Управление изменениями, Планирование и поддержка преобразований, Валидация и тестирование услуг, Управление релизами и развертыванием, Оценка изменений. Метрики для управления ИТ-услугами.
Управление ИТ-проектами
Основные области знаний управления ИТ-проектами. Организационное обеспечение для проектного управления.
Программная инженерия
Программная инженерия как дисциплина. Модели жизненного цикла программного обеспечения. Области знаний SWEBOK. Основные принципы DevOps – методологии разработки программного обеспечения, сосредоточенной на коммуникации, сотрудничестве и интеграции между подразделениями разработки и эксплуатации.
Управление ИТ-активами
ИТ-активы: основные понятия и определения. IBPL: 12 ключевых процессных областей ITAM (IT Asset Management), управление жизненным циклом ИТ-активов, включая программное и аппаратное обеспечение, ИТ-услуги.
Управление ИКТ компетенциями
Задачи руководителя ИТ-службы в отношении знаний и компетенций ИТ-персонала: определение необходимых знаний, навыков и компетенций, требуемых для участия в деятельности ИТ-службы. Развитие знаний и компетенций персонала ИТ-службы. Взаимодействие со службой HR.
Европейская структура ИКТ-компетенций 2.0 ( European e- Competence Framework 2.0). Структура навыков в информационную эпоху ( Skills Framework for the Information Age).
ИТ-аудит и оценка деятельности ИТ-службы
Модель оценки ИТ-процессов: на основе модели CMMI, на основе модели ISO-15504. Оценка и аудит процессов управления ИТ с применением COBIT 5.
Программы технологического аудита ИТ-инфраструктуры ISACA.