Данный курс предназначен для ознакомления слушателей с подходами к руководству, контролю и управлению деятельностью в области информационных технологий, используя рекомендации общепризнанных сводов знаний.
В ходе курса, в контексте рассматриваемой темы, разбираются различные ситуации, связанные с руководством и управлением ИТ-службой, как из практики работы тренера курса, так и из практики слушателей, производится их анализ и обмен мнениями.
Цель курса:
Формирование у слушателей целостного представления о системе руководства ИТ-службой, применении механизмов оценки и контроля качества ИТ процессов в соответствии с рекомендациями основных сводов знаний для управления ИТ.
Понимание структуры и содержания основных сводов знаний.
Понимание связей и возможностей совместного использования таких сводов знаний, как: COBIT®, ITIL®, ISO 20000, ISO 38500, TOGAF®, PMBOK, PRINCE2, ISO-12207, ISO-15504, BPL.
Аудитория курса:
Данный курс ориентирован на руководителей ИТ-служб и подразделений, а также всех тех, кто интересуется вопросами эффективного управления сервисами и организации работы ИТ:
ИТ директоров, руководителей подразделений ИТ, архитекторов предприятия;
сотрудников отдела внутреннего аудита, ИТ аудиторов;
консультантов в области ИТ;
бизнес руководителей и менеджеров ИТ-компаний.
Модуль 1. Введение
Круг заинтересованных лиц и их ключевые интересы в отношении деятельности ИТ-службы: высшее руководство организации, руководители бизнес направлений организации, руководитель ИТ-службы, линейные менеджеры ИТ.
Основные задачи ИТ-службы в организации («Чего хочет бизнес от ИТ?»): Поддержка бизнеса-импульса организации с помощью ИТ; Улучшение бизнес-результатов организации; Технологическое лидерство.
Процессная модель управления: основные принципы.
Основные области управления информационными технологиями в организации и соответствующие им своды знаний: руководство корпоративными ИТ (Corporate Governance of Information Technology) - COBIT 2019, ISO-38500; управление информационной архитектурой предприятия (Enterprise Architecture) - TOGAF 9; управление ИТ-услугами (IT Service Management) – ITIL 4, ISO-20000; управление ИТ-проектами (IT Project Management) - PMBOK, ISO-21500, PRINCE2; управление компетенциями (ICT Competences) - e-Competences Framework, SFIA; ИТ-аудит и оценка (IT Assessment & Audit) - COBIT 2019, ISO-15504, CMMI.
Модуль 2. COBIT 2019: Бизнес-модель по руководству и управлению ИТ на предприятии
Основные принципы COBIT 2019
Интеграционная роль COBIT 5
Эталонная модель процессов COBIT 5: процессы домена EDM (Оценка, руководство, мониторинг), процессы домена APO (Координация, планирование и организация), процессы домена BAI (Разработка, приобретение и внедрение), процессы домена DSS (Предоставление, обслуживание и поддержка), процессы домена MEA (Мониторинг, оценка и анализ).
Определение целей и приоритетов системы управления ИТ на основе рекомендаций COBIT 2019.
Ключевые элементы руководства корпоративными ИТ: разработка ИТ-стратегии, как составная часть бизнес-стратегии организации, управление финансами, управление взаимоотношениями со стратегическими подрядчиками.
Модуль 3. Управление информационной архитектурой предприятия
Архитектура предприятия: основные понятия.
Ключевые задачи управления архитектурой предприятия: разработка корпоративных архитектурных стандартов и политик, разработка целевой ИТ-архитектуры в соответствии с ИТ-стратегией, архитектурный надзор над ИТ-проектами и операционной деятельностью ИТ-службы.
TOGAF 9: ключевые понятия и компоненты TOGAF 9, фазы цикла ADM (Architecture Development Method), ключевые результаты фаз ADM, референтные модели TOGAF 9.
Модуль 4. Управление ИТ-услугами
ITIL 4 2019: практика управления услугами, ключевые принципы и модели.
Процессы управления услугами в соответствии с ITIL-2011: Процессы, составляющие основу сервис-менеджмента: Управление каталогом услуг, Управление уровнем услуг, Управление доступностью, Управление непрерывностью, Управление мощностями, Управление информационной безопасностью.
Операционные процессы, отвечающие за поддержку услуг: Управление инцидентами, Управление запросами на обслуживание, Управление доступом, Управление проблемами, Функции (специализированные функциональные ИТ-подразделения) и их назначение: Service Desk, Application Management, Technical Management, IT Operation Management.
Процессы, отвечающие за знания об объекте поддержки и преобразований: Управление активами и конфигурациями.
Процессы управления преобразованиями (развития, улучшений): Управление изменениями, Планирование и поддержка преобразований, Валидация и тестирование услуг, Управление релизами и развертыванием, Оценка изменений.
Метрики для управления ИТ-услугами.
Модуль 5. ИТ-аудит и оценка деятельности ИТ-службы
Модель оценки ИТ-процессов: на основе модели CMMI, на основе модели ISO-15504.
Оценка и аудит процессов управления ИТ с применением COBIT 2019.