После окончания курса слушатели научатся:
Понимать принципы управления ИТ проектами.
Определять влияние среды на ход проекта.
Управлять ходом проектов различных типов: классические, гибкие (agile), гибридные проекты, применяя инструменты, техники и методы инициации, планирования, контроля и завершения проекта.
Управлять жизненным циклом разработки продукта.
Строить управление на основе гибких методологий управления проектами: Agile / Scrum
Применять метод Kanban для организации управления потоками работ
Преподаватель курса -
Зайцев Андрей
Цель курса:
Формирование знаний и навыков, необходимых для управления проектами в области ИТ.
Аудитория курса:
ключевые технические специалисты и эксперты, задействованные в организации проектной деятельности
сотрудники существующего или строящегося "Проектного офиса"
Введение. Основополагающие принципы управления проектами
Обзор существующих методологий и практик в области управления проектами: PMBoK, Prince2, Agile, Scrum, Kanban, Lean и другие. Определение термина «проект». Признаки проекта. Цели и задачи управления проектом. Логика управления проектом. «Треугольник проекта». Рычаги управления проектом. Взаимосвязи между управлением проектом, программой, портфелем и операционной деятельностью. Менеджер проекта. Заинтересованные лица и участники проекта. Жизненный цикл проекта. Фазы проекта. Использование вех. Особенности жизненного цикла проектов в области ИТ. Концепция итерационного подхода к разработке программных продуктов и услуг. Выгоды от использования итерационных подходов (версий релизов).
Влияние среды, в которой выполняется проект
Факторы среды предприятия и активы процессов организации. Модель руководства организации. Типы организационных структур. Офис управления проектами (Project Management Offoce, PMO). Назначение и варианты организации. Практическая работа. Определение существующего и желаемого (целевого) типа организационной структуры.
Управление проектами на основе PMBoK Guide
Процессы управления проектом. Основные документы по управлению проектом при классическом подходе к планированию. Управление интеграцией проекта. Список задач (процессов) управления интеграцией проекта. Планирование целей проекта. Фаза инициации проекта и управление интеграцией. Результаты инициации. Рекомендуемые условия старта проекта, обеспечивающие его успех. Особенности инициации инновационных и ИТ проектов. Управление заинтересованными лицами во время инициации проекта. Управление содержанием проекта. Список задач (процессов) управления содержанием проекта. Элементы устава проекта. Декомпозиция целей. Виды декомпозиции. Степень и целостность декомпозиции. Определение операций – элементарных задач проекта. Классификация задач по типам. Степень и целостность декомпозиции. Практическая работа. Знакомство с формой (структурой) и содержимым основных документов проекта, являющихся результатом управления содержанием проекта. Практика-обсуждение: Возможный вариант изменения классического набора документов проекта при использовании гибких подходов в управлении проектами. Управление расписанием и ресурсами проекта. Список задач (процессов) управления расписанием проекта. Определение длительностей задач. Методы и факторы оценки длительностей. Определение взаимосвязей задач. Типы взаимосвязей. Список задач (процессов) управления ресурсами проекта. Определение и назначение ресурсов. Вопросы управления персоналом. Методы оптимизации расписания. Выравнивание ресурсов. Сжатие расписания. Тенденции и современные практики в области управления расписанием. Управление стоимостью проекта. Список задач (процессов) управления стоимостью проекта. Ключевые концепции управления стоимостью. Оценка стоимости. Инструменты и методы управления стоимостью. Оценка бюджета проекта. Контроль стоимости: показатели стоимостного анализа. Управление качеством проекта. Список задач (процессов) управления качеством проекта. Различие терминов «Качество» и «сорт». Методы контроля качества. Поиск баланса между качеством и стоимостью его достижения. Современные тенденции в области управления качеством. Управление коммуникациями проекта. Список задач (процессов) управления коммуникациями проекта. Подготовка проекта к утверждению. Навыки межличностных отношений, необходимые для работы с командой проекта. Современные тенденции в вопросах управления коммуникациями. Особенности выстраивания коммуникаций в инновационных проектах. Практическая работа. Знакомство с формой (структурой) и содержимым документов проекта: форма запроса на изменение, форма отчёта члена команды проекта, пример протокола совещания, пример отчёта о состоянии (статусе) проекта. Управление рисками проекта. Термины и определения в области управления рисками. Ключевые концепции процесса управления рисками. Идентификация рисков. Оценка влияния рисков на проект. Практическая работа: Идентификация и анализ рисков в проекте. Разработка реагирования, категории (подходы) реагирования. Особенности управления рисками в инновационных проектах. Практическая работа: создание плана управления рисками проекта. Отслеживание (мониторинг) рисков. Практическая работа. Ознакомление с реестром рисков и планом управления рисками одного из реально существующих проектов. Управление закупками проекта. Список задач (процессов) управления закупками проекта. Управление поставщиками. Планирование закупок. Проведение закупок. Контроль закупок. Управление заинтересованными сторонами проекта. Список задач (процессов) управления заинтересованными сторонами. Идентификация заинтересованных сторон. Управление вовлечением заинтересованных сторон.
Управление жизненным циклом продукта / услуги.
Моделирование бизнес-процессов. Управление требованиями. Управление архитектурой и проектированием. Управление реализацией: разработка / закупка / компоновка релизов. Управление тестированием и валидация: испытания и приёмка. Управление развёртыванием в продуктивную среду (ввод в эксплуатацию).
Гибкие методологии управления проектами: Agile / Scrum
Состав Agile и взаимосвязь Agile с другими методологиями. Agile-манифест. Философия Agile. Принципы Agile. Практики Scrum. Назначение и область охвата Scrum. Основа (теория) Scrum, термины и определения. Бэклог продукта. Практическая работа: изучение / применение спецификации требований в виде «User Stories». Организация спринтов. Бэклог спринта. Инкремент продукта. Роли в Scrum. Команда, Владелец Продукта, Скрам-мастер. Распределение зон ответственности и обязанностей. Практика-обсуждение: ознакомление с примером построения команды разработки в ИТ-компании. Мероприятия в Scrum. Планирование проекта. Журнал требований продукта. Способы оценки требований. Планирование итерации (спринта). Журнал требований итерации. Декомпозиция элементов журнала требований. Подходы к оценке задач. Грумминг. Подготовка требований к следующему планированию спринта. Ежедневные собрания команды («оперативки», stand-up). Демонстрация готового продукта, результата. Ретроспектива – источник улучшений. Отслеживание прогресса спринта. Практика-обсуждение: Типичные ошибки Scrum, наиболее полезные советы.
Kanban – метод организации управления потоками работ
Выгоды от использования Kanban. Изучение принципов и практик Kanban.