Тестирование. Молодость в 100-летний юбилей
Публикации экспертов УЦ РДТЕXТестирование. Молодость в 100-летний юбилей
Тестирование как форма проверки знаний в образовании существует уже более ста лет. Примерно столько же существуют принципы формирования тестовых испытаний и интерпретации результатов, сформулированные Ф.Гальтоном и Д. Кэттеллом. В нашей стране отношение к тестированию неоднократно кардинально менялось. Об этом рассказывает директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин.В начале прошлого столетия были заимствованы европейские подходы к тестированию, при этом на протяжении нескольких лет эксперты так и не смогли прийти к однозначному выводу о его целесообразности и эффективности, поскольку уже тогда впервые вскрылись проблемы формализма в тестовых заданиях и невозможности оценить характер мышления испытуемого.
После Октябрьской революции тесты были отменены, а в 1936 году и вовсе запрещены как вредный «буржуазный» инструмент. Это определило негативное отношение к тестированию в нашей стране в течение последующих нескольких десятилетий.
И несмотря на труды отдельных исследователей (П.П. Блонский и др.), которые рассматривали тестирование как инструмент рационализации советского образования, всерьез вернулись к его исследованиям только в 1970-80-е годы, в контексте трудов Н.Ф. Талызиной, посвящённых программированному обучению. Тестирование вновь начало использоваться, но скорее из-за того, что это была единственная форма контроля знаний, которую можно было автоматизировать. Все недостатки тестов, выявленные в начале века, сохранились, несмотря на планомерную работу педагогов по их устранению, и присутствовали в многочисленных образовательных продуктах, рынок которых в нашей стране начал активно формироваться в последнее десятилетие прошлого столетия.
Серьезной точкой, давшей старт серьезной исследовательской работе, направленной на повышение объективности и качества тестирования, стало введение ЕГЭ и огромный шквал критики, связанной с тестовыми заданиями.
И эта работа принесла серьезные результаты. Объективно повысились качество тестовых материалов и достоверность оценок, появились нормативы и рекомендации по составлению тестовых заданий и т.д. Расширение возможностей программного обеспечения позволило сделать еще один шаг в сторону повышения качества и объективности тестирования как формы проверки знаний. Использование разнообразных интерфейсов и интерактивных элементов взаимодействия позволило расширить возможности тестирования в сторону оценки способов мышления, снизить уровень формализма в вопросах, а внедрение разветвленных алгоритмов и элементов экспертных систем позволило реализовывать принципы дифференциации и индивидуализации обучения, оценивать ряд дополнительных характеристик, таких как дивергентность и критичность мышления, способность принимать решения в стрессовых ситуациях и т.д.
Эти изменения, а также всеобщее повышение компьютерной грамотности, привели к тому, что в настоящее время тестирование является одним из самых объективных методов проверки знаний и практически не вызывает негатива у экспертов. А те аспекты личности и особенности мышления, которые невозможно установить в процессе тестирования, выявляются в процессе очного собеседования, которое теперь занимает минимум времени и позволяет интервьюеру сфокусироваться на отдельных, наиболее значимых аспектах. Такой смешанный подход получил широкое распространение в образовании, рекрутинге, различных конкурсах.
В ближайшем будущем тестирование ждет переход на качественно новый уровень, обусловленный актуальными ИТ-трендами и накопленными в последние десятилетия методической и содержательной базами и созданными организационными условиями.
Среди ИТ-трендов, которые приведут к качественной трансформации тестирования как технологии контроля знаний, следует отметить цифровую трансформацию и современные технологические тренды, такие как внедрение технологий искусственного интеллекта, машинное обучение, Big Data.
В рамках цифровой трансформации во многих компаниях формируют цифровые модели ролей и должностей, цифровые профили сотрудников, внедряют модели компетенций и системы их управления. И технологии тестирования органично вписываются в эту систему как средство измерения состояния компетенций, позволяют выстроить индивидуальные траектории развития сотрудников наиболее эффективным образом. Работа с цифровыми моделями компетенций практически полностью сглаживает недостатки тестовой формы контроля знаний, поскольку проблемы формализации уходят в плоскость построения цифровой модели. Таким образом тестирование как форма получает новый вектор развития – как неотъемлемый компонент системы управления компетенциями.
Технологии искусственного интеллекта, а также механизмы обработки больших данных фактически безгранично расширяют содержательную составляющую тестов, адаптируют ее под изменения внешней среды, способны непрерывно повышать их качество, выявлять новые сущности и неочевидные связи при интерпретации результатов.
Роботизация процессов тестирования и появление новых интерфейсов, таких как чат-боты, например, существенно упрощают взаимодействие с тестами, позволяют выполнять их практически в любом месте и в любое время.
Учебный центр РДТЕХ, являясь старейшим, авторизированным рядом вендоров, учебным центром в нашей стране, проводит постоянную исследовательскую работу по поиску и внедрению лучших и перспективных образовательных технологий. Мы предлагаем разнообразные формы и методы обучения, из которых наши слушатели могут выбрать наиболее удобные для него, с гарантией результата.
Наш учебный центр в коллаборации с ИТ-экспертами ведущих компаний предлагает клиентам и партнерам полный спектр услуг для управления компетенциями – от подготовки отдельных контрольно-измерительных материалов, авторских курсов, создания и проведения деловых игр до построения систем управления компетенциями и корпоративных университетов.
Автор: Евгений Осьминин, директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ
Источник: https://ict-online.ru/